ПЛАН ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Определите, как будете проводить дистанционное обучение

В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учащимся. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию. 

  • Встречи в режиме реального времени

Вы договариваетесь с учащимися о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учащихся и задаете вопросы им. В конце статьи вы найдете список сервисов, позволяющих проводить онлайн-встречи.

  • Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов учащийся изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учащихся стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

  • Спланируйте работу

Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учащихся по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь учащиеся.

Задайте себе три вопроса:

  1. Чему я хочу научить моих учащихся (каких учебных результатов они достигнут)?
  2. Как учащиеся этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
  3. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу учащихся, как и когда предоставлять им обратную связь.

Можно составить план работы и для учащихся. Им план нужен для того, чтобы помочь спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учащихся может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с преподавателем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.

  • Определите, как будете связываться с учащимися

У  учащихся должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учащимися некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении учащиеся могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).

  • Начните создавать учебные материалы

Привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь учащемуся самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у учащегося должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии,  рекомендации и подсказки.

Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.

  • Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться

Вызов 1. Учащиеся, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому учителю. Надо решать индивидуально по каждому учащемуся. Для кого-то сработает совместная работа, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с преподавателем и т.д.

Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учащихся или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем учащимися то, что очень хорошо знаем, другое дело  — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома.

Вызов 3. Стоит продумать работу, которую учащиеся будут выполнять на отметку. У учащихся под рукой google  и одногруппники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся. 

  • Старайтесь избежать этих ошибок

Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика в электронный журнал. Задача —  не задания набросать для учащихся, а выстроить их обучение.

Ошибка 2. Думать о том, как контролировать учащегося. Надо думать о том, как помочь ему учиться.

Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда учащийся изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью других учащихся группы, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени. 

  • Определите, какие цифровые сервисы будете использовать 

 Исходя из задач определяйте, какие сервисы задействовать  в работе с учащимися.

Онлайн-встречи с учащимися

Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.

Zoom zoom.us/

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Учащиеся могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.

Facebook Live

Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.

Instagram Live

Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если учащиеся на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт группы и вести онлайн-встречи там.

WiziQ  www.wiziq.com/

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается группа, к которому подключаются учащиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече. 

Periscope

Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы учащиеся могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.

Skype

Сервис для проведения видеоконференций. У каждого учащегося должен быть аккаунт Skype. Создается группа,  и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.

Передача учебного содержания

Сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.

Видео 

Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.

Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com

Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране. 

С помощью этого сервиса можно:

  • записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
  • записывать объяснения темы (урок, лекция);
  • записывать упражнения и решения примеров. 

Рабочие листы в документах Google

Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ учащимся. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ  преподавателю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу учащихся, и направлять их.

Edpuzzle  https://edpuzzle.com/

При помощи  Edpuzle препадаватель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.

В Edpuzzle создается класс, и препадаватель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.

Тесты для самопроверки

С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.

LearningApps https://learningapps.org/

Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.

Kubbu  http://www.kubbu.com  

Интерактивные задания по любым учебным предметам.

Quizlet https://quizlet.com/

Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего  рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.

H5P h5p.org

Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются учащимся по ссылке.

Мониторинг

Сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как учащиеся справляются с выполнением заданий.

Таблица продвижения

Создайте в таблицах Google  таблицу, в которую внесите имена учащимся (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать учащиеся. Им предоставьте доступ для редактирования. Заходя в эту таблицу, они  отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.

Работа в Google-документах

Учащиеся могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Преподаватель может отслеживать продвижение учащегося по заданию, комментировать выполнение задания, направлять учащегося.

Teacher.Desmos https://teacher.desmos.com

Для преподавателей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов: создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Преподаватель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы учащимся и следит за их деятельностью в режиме реального времени.

Classtime https://www.classtime.com/

Лозунг платформы — больше времени педагогам для работы с учащимися. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация,  сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.

В встроенную функцию LaTeX, можно вписывать математические формулы.

Formative https://goformative.com

Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.

При помощи этого инструмента учитель создает учебный материал, который может содержать

  • контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
  • задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
  • дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии. 

Wizer http://app.wizer.me

С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют преподавателю быстро предоставлять учащимся обратную связь. 

Обратная связь

Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учащихся.

Direct Poll https://strawpoll.de

В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды.  Используйте его для получения обратной связи от учащихся. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.

Google Form

С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету. 

Quizizz http://quizizz.com

Сервис для создания викторин. Учащиеся проходят викторину, а преподаватель видит статистику по каждому учащимуся.

Kahoot

При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно.

Платформы для обучения

Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.

Google Classroom https://classroom.google.com/

Google Sites https://sites.google.com/

Блог

Используйте  любую платформу, которая удобна для вас.

По материалам Марины Курвитс, дизайнера учебных пространств, педагогического консультанта, образовательного блогера.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования
Добавить комментарий