Методический и практический материал по организации работы в общежитии. Предназначен для участников воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.
На современном этапе развития общества масштабно ставятся задачи подготовки специалиста, обладающего высоким профессионализмом, духовностью, гражданственностью. Личность специалиста, его нравственные качества, внутренние ценности выступают неотъемлемой частью профессиональной деятельности.
В связи с этим возрастает роль учебных заведений в формировании специалиста, адекватного современным требованиям.
В нынешних условиях меняются подходы к содержанию и технологии воспитания учащихся. Сохраняя лучшие традиции, учитывая накопленный опыт, педагогические коллективы ведут поиск современных воспитательных моделей, реализуя их через авторские программы, системы ”Воспитания“.
Важное место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди учащихся, проживающих в общежитии. Общежития учебных заведений — особая среда жизнедеятельности молодых людей, в которой они приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения.
Педагоги, осуществляющие воспитательную работу в условиях общежития, обязаны знать, что одна из сложнейших задач – это обеспечение социализации учащейся молодежи, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и условий для проявления активной жизненной позиции, инициативы, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни, ответственного поведения.
Важной задачей в этой работе является четкое планирование организационно-воспитательной работы. Это разработка локальных нормативных документов: ”Положение об общежитии учреждения образования“, ”Правила внутреннего распорядка в общежитии учреждения образования“, ”Положение о Совете общежития учреждения образования“, ”Положение о проведении акции ”Общежитие – мой дом“, плана воспитательной работы воспитателя в общежитии, плана работы Совета общежития. А также знание и выполнение должностных обязанностей заведующим общежитием, воспитателем, дежурным по общежитию, взаимодействию всех субъектов воспитательного процесса, органов ученического самоуправления.
В учебных заведениях ПТО и ССО накоплен опыт работы в данном направлении. Вместе с тем многие проблемы дальнейшего повышения роли среды воспитания требуют теоретического осмысления и соответствующей практической реализации.
В сборнике содержится методический и практический материал учреждений образования по организации работы в общежитиях.